ГЛАВНАЯ
       
ЖИВОПИСЬ
 
ТЕХНИКА
 
             

 
 
 

ОТСВЕТ С ТОГО КРАЯ ВСЕЛЕННОЙ

 

Впервые я попала на выставку Ильи Шадчнева ещё весной. Мне показалось тогда. Что я очутилась то ли на краю другой Вселенной, манящей и неизведанной, то ли в другом измерении с временем текущим как-то иначе, то ли просто мне удалось заглянуть в таинственное зеркало, меняющее всё вокруг по своему усмотрению. Пустынно и грандиозно и вместе с тем легко и изящно. Необычный мир, необычный взгляд, необычный цвет. Но так или иначе я поняла, что крохотных гномиков, живущих там, волнуют те же проблемы, и что они очень похожи на нас.

Теперь, узнав об открытии выставки в Новом посаде, я неминуемо пошла туда. Работы Ильи Шадчнева снова притянули. Здесь собраны картины минувших десяти лет, но почти все они, за исключением немногих, не входили в число работ, выставлявшихся в последние годы. Они – лишь дополнение к уже сложившемуся образу, несколько штрихов к портрету художника, несколько тем его творчества. Философ, он просто философ. Что тут добавить ещё?
Картины разные и по смыслу, и по формам, и по гамме цветов, и по технике исполнения. Нельзя сказать, что воспринимаются легко и радужно. Мрачные стены угрюмых домов, глядящих пустыми глазницами окон, зияющие громады то ли недостроенных, то ли полуразрушенных замков, свалки из человеческих тел – объекты отнюдь не для эстетического наслаждения. И что-то тёмное шевелится в душе, что-то гнетет и тревожит, что-то восстает и с чем-то борется, влечет и отбрасывает… Что-то в нас, чего мы и сами не знаем, что заложено кем-то, стоящим Над…по причинам, которые нам никогда не дано разгадать. То, что нарисовано здесь, нельзя выдумать, это можно либо увидеть, либо почувствовать…Этот мир существует, и он не менее реален, чем мы сами. Кто усомнится в реальности Смерти, распростёршей костлявые руки над миром? Смерти, рисующейся всем одинаково – беззубой. Ухмыляющейся старухой с косой, скрывающей леденящий ужас под траурными одеждами. Вечный страх и непостижимость, грозная тень и проклятие рода человеческого, видимая и невидимая. Это она хранит в застывших зрачках отчаяние умирающих, это для неё музыкой разливается их предсмертный хрип. И ей забавно смотреть на непонятные попытки бороться с ней людей, ничтожных существ, заранее обреченных, от рождения и по праву ей принадлежащих. Работа И. Шадчнева называется «Игра». Игра со Смертью нелепая, безрассудная, абсурдная. Игра, в которой победитель заранее известен. Но человек – это жалкое создание, принимает вызов. Да, тело его смертно, но бессмертна его Любовь, его Творчество. И даже Смерть здесь бессильна. Но не так уже благородные герои И.Шадчнева, многие из них – воплощение, скопление самых низменных инстинктов, самых уродливых качество человеческой натуры. Но надо сказать, что все они получают по заслугам. Любителям лёгкой наживы сваливаются на голову «подарки», которые они мечтали заполучить подешевле, и придавливают их («Аттракцион»). Охотники за синей птичкой давят, калечат друг-друга и попросту вываливаются из окна, пытаясь достать, ухватить, оторвать хотя бы кусочек счастья. А оно далеко. Парит себе в небесах, ему и дела нет до людских страстей («Синяя птичка»). Ещё один «Аттракцион» читаем однозначно. Всех страждущих, запыленных, отягощенных, но желающих, жаждущих жизни красивой, лёгкой, беззаботной, ждёт на вершине полускалы-полузамка развесёлый разноцветный фейерверко-маскарад. Надо только дойти, дотянуться до этого «чуда», и тебя закружит вихрь желаемых удовольствий, всё блаженство мира станет твоим. Но им, этим легковерным, и невдомёк, что по ту сторону выбрасываются истрепанные, истерзанные, истершиеся останки их предшественников, отведавших этой коварной круговерти. И лишь одному достало силы отделиться от толпы безумцев и выйти, выбраться на праведную дорогу, хоть и затерянную в тумане, хоть и трудную, жесткую, истирающую ноги в кровь, но ведущую за светлый горизонт. А надо всем этим – око беспристрастного наблюдателя…
Вообще, обращение к теме героя и толпы у Ильи Шадчнева неоднократно и встречается в различных вариациях. «Кумир», ставший чуть ближе к звёздам и уже вообразивший себя Богом благодаря почитателям, умостившим костями своими и черепами его восхождение. «Юбилей», где лицемерные и ненасытные гости готовы заглотить всё, что попадает под руку, включая и огромный торт, на краешке которого одиноко примостился несчастный юбиляр, тоскующий по жёлтому огоньку в маленьком домике. «Удивление», где изображены какие-то сложные металлические конструкции, из которых вдруг возникает что-то ещё более необъяснимое. Назовём это видением, в котором переплелись пики, свечи, пружинки, туманности, обрывки парусов… Все неизвестно, как известно, пугает толпа в панике разбегается и лишь в одном – удивление пересиливает страх… Но кем бы ни были герои Ильи Шадчнева – Дон Кихотами, шутами или маленькики девочками, они всегда имеют право на выбор и, как правило, это две дороги: лёгкая, но скользкая, либо суровая, но устойчивая.
«Два мира» - назвал свою выставку художник. Их может быть и больше, но здесь существуют только два, один из которых – таинственный, ещё непознанный духовный мир Ильи Шадчнева.

Т. Майская

 

 

   
контакты:ilya.shadchnev@mail.ru;тел.89272892338