ОТСВЕТ С ТОГО КРАЯ ВСЕЛЕННОЙ
Впервые я попала на выставку Ильи Шадчнева ещё весной. Мне показалось тогда. Что я очутилась то ли на краю другой Вселенной, манящей и неизведанной, то ли в другом измерении с временем текущим как-то иначе, то ли просто мне удалось заглянуть в таинственное зеркало, меняющее всё вокруг по своему усмотрению. Пустынно и грандиозно и вместе с тем легко и изящно. Необычный мир, необычный взгляд, необычный цвет. Но так или иначе я поняла, что крохотных гномиков, живущих там, волнуют те же проблемы, и что они очень похожи на нас.
|
|
Теперь, узнав об открытии выставки в Новом посаде, я неминуемо пошла туда. Работы
Ильи Шадчнева снова притянули. Здесь собраны картины минувших десяти
лет, но почти все они, за исключением немногих, не входили в число работ,
выставлявшихся в последние годы. Они – лишь дополнение к уже сложившемуся
образу, несколько штрихов к портрету художника, несколько тем его творчества.
Философ, он просто философ. Что тут добавить ещё?
Картины разные и по смыслу, и по формам, и по гамме цветов, и по технике
исполнения. Нельзя сказать, что воспринимаются легко и радужно. Мрачные
стены угрюмых домов, глядящих пустыми глазницами окон, зияющие громады
то ли недостроенных, то ли полуразрушенных замков, свалки из человеческих
тел – объекты отнюдь не для эстетического наслаждения. И что-то тёмное
шевелится в душе, что-то гнетет и тревожит, что-то восстает и с чем-то
борется, влечет и отбрасывает… Что-то в нас, чего мы и сами не знаем,
что заложено кем-то, стоящим Над…по причинам, которые нам никогда не
дано разгадать. То, что нарисовано здесь, нельзя выдумать, это можно
либо увидеть, либо почувствовать…Этот мир существует, и он не менее реален,
чем мы сами. Кто усомнится в реальности Смерти, распростёршей костлявые
руки над миром? Смерти, рисующейся всем одинаково – беззубой. Ухмыляющейся
старухой с косой, скрывающей леденящий ужас под траурными одеждами. Вечный
страх и непостижимость, грозная тень и проклятие рода человеческого,
видимая и невидимая.
Это она хранит в застывших зрачках отчаяние умирающих, это для неё музыкой
разливается их предсмертный хрип. И ей забавно смотреть на непонятные
попытки бороться с ней людей, ничтожных существ, заранее обреченных,
от рождения и по праву ей принадлежащих. Работа И. Шадчнева называется
«Игра». Игра со Смертью нелепая, безрассудная, абсурдная. Игра, в которой
победитель заранее известен. Но человек – это жалкое создание, принимает
вызов. Да, тело его смертно, но бессмертна его Любовь, его Творчество.
И даже Смерть здесь бессильна. Но не так уже благородные герои И.Шадчнева,
многие из них – воплощение, скопление самых низменных инстинктов, самых
уродливых качество человеческой натуры.
Но надо сказать, что все они получают по заслугам. Любителям лёгкой наживы
сваливаются на голову «подарки», которые они мечтали заполучить подешевле,
и придавливают их («Аттракцион»). Охотники за синей птичкой давят, калечат
друг-друга и попросту вываливаются из окна, пытаясь достать, ухватить,
оторвать хотя бы кусочек счастья. А оно далеко. Парит себе в небесах,
ему и дела нет до людских страстей («Синяя птичка»). Ещё один «Аттракцион»
читаем однозначно. Всех страждущих, запыленных, отягощенных, но желающих,
жаждущих жизни красивой, лёгкой, беззаботной, ждёт на вершине полускалы-полузамка
развесёлый разноцветный фейерверко-маскарад. Надо только дойти, дотянуться
до этого «чуда», и тебя закружит вихрь желаемых удовольствий, всё блаженство
мира станет твоим. Но им, этим легковерным, и невдомёк, что по ту сторону
выбрасываются истрепанные, истерзанные, истершиеся останки их предшественников, отведавших этой коварной круговерти. И лишь
одному достало силы отделиться от толпы безумцев и выйти, выбраться на
праведную дорогу, хоть и затерянную в тумане, хоть и трудную, жесткую,
истирающую ноги в кровь, но ведущую за светлый горизонт. А надо всем
этим – око беспристрастного наблюдателя…
Вообще, обращение к теме героя и толпы у Ильи Шадчнева неоднократно и
встречается в различных вариациях. «Кумир», ставший чуть ближе к звёздам
и уже вообразивший себя Богом благодаря почитателям, умостившим костями
своими и черепами его восхождение. «Юбилей», где лицемерные и ненасытные
гости готовы заглотить всё, что попадает под руку, включая и огромный
торт, на краешке которого одиноко примостился несчастный юбиляр, тоскующий
по жёлтому огоньку в маленьком домике. «Удивление», где изображены какие-то
сложные металлические конструкции, из которых вдруг возникает что-то
ещё более необъяснимое. Назовём это видением, в котором переплелись пики,
свечи, пружинки, туманности, обрывки парусов… Все неизвестно, как известно,
пугает толпа в панике разбегается и лишь в одном – удивление пересиливает
страх… Но кем бы ни были герои Ильи Шадчнева – Дон Кихотами, шутами или
маленькики девочками, они всегда имеют право на выбор и, как правило,
это две дороги: лёгкая, но скользкая, либо суровая, но устойчивая.
«Два мира» - назвал свою выставку художник. Их может быть и больше, но
здесь существуют только два, один из которых – таинственный, ещё непознанный
духовный мир Ильи Шадчнева.
Т. Майская