|
СИМВОЛИЗМ (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего, в самой Франции, Бельгии и России. Термин "символизм" в искусстве был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете "Le Figaro".
Манифест провозглашал: "Символизм стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма — не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти..."
Удивительной магией символистичной образности проникнуты такие строки Константина Бальмонта о символизме:
"В этом мире, играя в день и ночь, мы сливаем два в одно, мы всегда превращаем двойственность в единство, сцепляющее своею мыслью, творческим ее прикосновением, несколько струн мы соединяем в один звучащий инструмент, два великие извечные пути расхождения мы сливаем в одно устремление, как два отдельные стиха, поцеловавшись в рифме, соединяются в одну неразрывную звучность…"
Художник, играющий символами, несущими в себе некие тайны и поэтическую многозначность, обнажает в этих образах вечные взаимосвязи мира, отражающегося в нашем сознании, и проливает свет на тайны и «идеи», которые и ведут нас к Истине, к постижению Красоты. Основным содержанием символистичного произведения являются выраженные в образности символов вечные Идеи, т.е. обобщённые представления о человеке и его жизни…
НЕОСИМВОЛИЗМ – продолжает традиции заложенные символистами, но уже на современном этапе развития общества. Символистам на рубеже 19 – 20 веков, для раскрытия замысла произведения было достаточно собственного опыта чувственных переживаний. При этом большая часть символов была сформирована в Европе, на базе идеалов «эпохи просвещения», которые были общими для большинства европейских стран, и смысл произведения пластического искусства становился понятен людям, говорившим на разных языках. Любовь, тревога, страх и соблазн выражались через различные символы, но воспринимались и расшифровывались безошибочно. Совсем иное состояние просвещённого общества сегодня. Мир декларируется как многополярный, и традиционное разграничение символов добра и зла предлагается пересмотреть и использовать в тенденциях дня сегодняшнего.
Но любая сегодняшняя тенденция формируется и вызревает на основе той символики, которая была хороша "вчера". При этом метаморфозы добра и зла становятся нормой, а зритель, теряя ориентиры движения по жизни, либо топчется на месте, остановившись в своём развитии, либо бегает по кругу, следуя рефлексу Павлова (стремление обладать наиболее раздражающим предметом). Символы из сферы духовной перешли в рыночное пользование, и именно "рынок" чаще всего заказывает, формирует, использует и утилизирует новые нестандартные творческие находки. Каждое десятилетие меняется не только мода, меняется мировоззрение, меняются символы это десятилетие определяющие. Но шесть из каждых семи человек живут в прошлом, по схемам и символам времени своего формирования в 30-х, 50-х, 70-х, 90-х годах. Они просто не считывают символы современной жизни, не понимают, как теперь она устроена и находятся в состоянии постоянного внутреннего конфликта, разрушающего индивидуальность.
Горы мировоззренческого мусора переполнены утопическими идеями и идеалами разных лет, творческими озарениями и оригинальным опытом познания мира. Хотя, меняются лишь декорации и упаковка, суть "товара" остаётся прежней. Понимание этого процесса даёт шанс на обретение индивидуальности без потери связи с обществом, а сознательное участие в этом процессе гарантирует материальное благополучие и, как следствие, настоящую свободу выбора. Художник - неосимволист не может полагаться лишь на чувственный опыт познания личных переживаний, он должен быть вооружён точным знанием о временных трансформациях тех символов, которые он использует в своём произведении. Неосимволизм как стиль соотносит смысл любого символа в соответствии с идеалами эпохи просвещения, где добро есть созидание в гармонии с природой, зло есть разрушение возможности созидать, а жизнь человека — это безусловная ценность от её зарождения до её угасания. |
|